За партой

За партой

Закройте, пожалуйста, глаза. А теперь займитесь своими обычными делами: идите на кухню завтракать, потом в прихожую – одеваться, затем выходите на улицу и отправляйтесь на работу. И все это – не открывая глаз. Получилось? Или вы оказались дезориентированы и прервали эксперимент еще на кухне? А вот слабовидящие дети справляются. Во многом – благодаря помощи неравнодушных взрослых.

На первый взгляд эта школа кажется совершенно обычной. Но уже через несколько минут понимаешь – что-то не так. Дети по коридорам не носятся. Классы непривычно маленькие – не больше пяти человек. Да и фиксированного расписания, как выясняется, тут нет: ведь некоторым ученикам приходиться добираться сюда не один час...

Итак, мы - в единственной в Тверской области коррекционной школе для слепых и слабовидящих детей № 100..

Некогда учебно-консультацинный пункт для взрослых слепых вот уже 20 лет работает, как настоящая, хоть и маленькая, школа. Сегодня здесь всего 46 учеников.

- Зато каждому из них учителя уделяют максимум внимания, - говорит директор Виктория Зазулькина. – Впрочем, у нас помимо очной, практикуются и другие формы обучения: заочная, вечерняя, надомная и самая распространенная - индивидуальная, один на один с преподавателем. По такой системе занимается почти половина учеников.

Одно из последних нововведений – обучение дистанционное. Для некоторых из здешних учеников возможность получать знания по интернету – насущная необходимость. Ведь подобных учебных заведений в области больше нет, а добираться сюда из отдаленных уголков Тверской области - серьезная проблема. И вот с недавних пор два ребенка с ДЦП получили возможность учиться, не выходя из дома. Причем техническую сторону вопроса (установку веб-камер и всех нужных программ) государство взяло на себя. Родителям это ничего не стоило.

- Я просто зачитываюсь Жюлем Верном! – часто ли вы слышите такое от здоровых детей со 100-процентным зрением? А я услышала от незрячей девочки – десятиклассницы Ани. Как выясняется, она также очень уважает Роберта Стивенсона и книжки о здоровье. А еще любит играть на компьютере и слушать музыку.

Аня – отличница. И хотя принято считать, что точные науки для незрячих детей особенно сложны, она с увлечением занимается математикой и информатикой. Более того, эти предметы определили ее выбор будущей профессии. В свои 17 Анечка мечтает стать банкиром.

- Во всяком случае, необходимых для банкира аккуратности и скурпулезности у нее в избытке, - одобряют выбор педагоги, пока мы наблюдаем, как прилежно этот ребенок наносит специальным грифелем в рамках металлической колодки, так называемого «шеститочия», малопонятные для непосвященных проколы.

-Я сегодня получила пятерку по географии, - произносит она вслух то, что так старательно выводила. Причем пишет Аня в зеркальном отображении - справа налево, а читает, само собой, наоборот - слева направо. Это и есть известная азбука Луи Брайля - система рельефно-точечного шрифта, которым пользуются незрячие люди для чтения и письма во всем мире. Между прочим, чтобы овладеть этой методикой, времени нужно немало: чувствительность пальцев должна быть на самом высоком уровне, а весь объем информации приходится попросту запоминать. Наверное, поэтому учителя отмечают, что дети с ограниченными возможностями более старательные и покладистые и, как губка, впитывают все услышанное.

К счастью, современным слабовидящим детям на помощь приходят технические достижения, о которых еще несколько лет назад никто не мог и мечтать: компьютеры с голосовыми командами, тифломашины, на которых можно отсканировать любой печатный текст и получить его в аудиоформате, компьютерная программа «Экранный диктор», позволяющая полноценно справляться с заданиями по информатике. А еще в распоряжении школьников целая библиотека с огромным выбором аудиокниг.

Весь этот арсенал помогает незрячим школьникам не только на ранних этапах обучения, но и после поступления в вузы.

Живой тому пример – учитель школы Владимир Поляков. Когда-то он сам учился в этих стенах, а потом поступил в Тверской государственный университет и 5 лет очно учился на отделении педагогики. Кстати, школа охотно помогает своим выпускникам с поступлением. Например, предоставляет «переводчика», который расшифровывает для экзаменационной комиссии написанные по Брайлю работы.

- Да и не сильно я отличался от остальных студентов, - уверяет меня Владимир. - Также ходил на лекции, сдавал экзамены и зачеты. Разве что иногда и приходилось договариваться с преподавателями об устной сдаче письменных работ.

А потом все-таки признается: «Только первые три месяца пришлось нелегко: все свободное от учебы время уходило на расшифровку диктофонных записей и их конспектирование брайлевским методом. А потом удалось купить ноутбук, и все наладилось. Появилась возможность лекционные аудиозаписи перемещать в компьютер и прослушивать, а для отсканированных материалов использовать программы для чтения экрана. К слову, есть и более удобная альтернатива - брайлевский дисплей - специальное тактильное устройство, которое позволяет слепому «читать» пальцами с монитора. Вот только стоимость такого приспособления колеблется от одной до нескольких тысяч евро.

Уже с третьего курса Поляков вернулся в родную школу: сначала практикантом, а потом и полноправным учителем. К имени добавилось отчество, и теперь Владимир Николаевич преподает подрастающему поколению сразу несколько предметов: информатику, географию, биологию и даже музыку. Такой вот self-made man - человек, сделавший себя сам. И между прочим, отличный пример для его учеников: как жить, к чему стремиться, чего можно добиться.

Уроки окончены, но дети не расходятся – большинство из них остаются в группе продленного дня до самого вечера. Это, кроме прочего, еще и возможность пообщаться. А младшие еще и резвятся в специальной сенсорной комнате (отдельное спасибо спонсорам!). Она оборудована приспособлениями, которые помогают развивать у слабовидящих детей слух и умение ориентироваться в пространстве. Все это – в игровой форме: дети собирают конструкторы, упражняются с тактильными досками, делают специальную зарядку.

А потом можно расслабиться под спокойную музыку, вдыхая ароматы эфирных масел, а для детишек с частичной потерей зрения очень полезно любоваться причудливыми переливами фиброоптического волокна - неотъемлемого атрибута каждой сенсорной комнаты.

Кроме этого, дважды в неделю ученики школы отправляются в бассейн и на конную базу.

Есть здесь и свои традиции. В конце каждой четверти, перед уходом на каникулы, ребята устраивают маленький праздник: поют, читают стихи, играют на гитаре, аккордеоне и синтезаторе (эти инструменты они осваивают на уроках музыки), а также ставят импровизированные спектакли. Сценарии пишут сами школьники, а темы - самые простые и актуальные. Например, мы с фотокором попали на представление, посвященное празднику урожая – в этот день зрителей радовали зарисовками из жизни садоводов и огородников.

С каждым годом круг специальностей для незрячих людей становится все шире: теперь это и психологи, и юристы, и звукорежиссеры.

Практика показывает, что после окончания школы, большинство незрячих детей стремятся в университеты Москвы и Санкт-Петербурга: мол, и уровень образования выше, и возможностей в будущем найти работу больше. И отчасти это действительно так. Конечно, адаптироваться в чужом огромном городе им сложно, но в Тверской области работы для выпускников школы №100 почти нет: производство для слепых тут практически не функционирует. Вот и едут новоиспеченные абитуриенты поступать в МГУ, СПбГУ и даже в Кисловодск, где существует единственное в России Массажное училище для слепых и слабовидящих. Учителя нередко следят за судьбой своих воспитанников (а ежегодно во взрослую жизнь отсюда вступают 4-6 человек) и, по их словам, за последние 3 года ни один из выпускников не остался без дела.

- Наверняка детей с проблемами зрения в области больше, чем мест в школе. Как такие ребята попадают именно к вам? – спрашиваю я директора.

- По направлению врача или Психолого-медико-педагогической комиссии, отвечает Виктория Владимировна. – Впрочем, абсолютно слепых детей в Тверской области, к счастью, не очень много. А тех, у кого зрение хоть немного, но сохранено, папы с мамами часто определяют в обычные, общеобразовательные. Просто потому, что они ближе к дому. Но когда родители и дети приходят с целью попасть именно сюда, мы отказываем редко.

Журнал "Здоровье школьника"№11 за 2010 г.

Наверх