Наша школа-наш дом

Наша школа - наш дом

Наша школа, Специальная коррекционная общеобразовательная школа для слепых и слабовидящих, - уникальное учебное заведение для детей с ограниченными возможностями, единственное не только в Твери, но и во всей Тверской области. Своими корнями наша школа уходит в далёкий XIX век, когда по всей России нашла широкое распространение свойственная российскому обществу того периода благотворительная деятельность.

В качестве исторической справки: созданная в Санкт-Петербурге в 1881 г. частная благотворительная организация «Попечительство о слепых» в своём Уставе ставила целью «обучение слепых доступным им ремёслам и занятиям, дабы они могли существовать без посторонней помощи и работать и действовать по возможности самостоятельно». За годы существования Попечительства в Санкт-Петербурге было создано 29 его отделений различных городах России, в том числе и в г.Твери. Отделение «Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых» было организована в Твери 7 февраля 1893 г. На средства местных отделений «Попечительства» было открыто 23 училищ для слепых в других городах, и в Твери также.

В обязанности Тверского отделения «Попечительства о слепых» вошло:
- «призрение, воспитание, обучение, слепых детей, подготовка их к самостоятельной деятельности»;
- «попечение взрослых слепых – помещение их в заведения, в которых они могли бы изучать доступные ремёсла, поддерживание их семей и тех лиц, которые бы взяли бы на своё содержание, помещение в богодельни и им подобные учреждения неспособных к грузу, слабых и престарелых».

6 сентября 1893 г.состоялось торжественное открытие училища для воспитания и обучения слепых детей.

Оно занимало помещение в верхнем этаже приюта на Косой улице в г. Твери. В училище обучались 8 слепых мальчиков подготовительного класса. Учителем и надзирательницей была назначена О.И. Народова, окончившая курс Тверской Мариинской женской гимназии, прошедшая практику в Санкт-Петербургском Александро-Мариинском училище, где получила звание учителя слепых детей. Законоучителем и учителем пения был назначен священник И.А. Казанский.

Финансировалось в 1893 г. отделение попечительства, средствами от церковно-кружечного сбора (1278 р.), членскими взносами (255 р.), частными пожертвованиями (1114 р.), сборами от устройства благотворительных спектаклей, балов и т.п. (35 р.), пособиями от Тверской городской Думы (200 р.) и Тверского губернского земства (300 р.).

В училище слепых из 8 мальчиков – 7 человек крестьянские дети, один мальчик – из мещан. Возраст – от 9 до 13 лет.

В 1898 г. при училище для слепых детей были созданы специальные мастерские для обучения воспитанников ремёслам. Наставницей и попечительницей по-прежнему оставалась О.И. Народова, законоучителем - священник Иоанн Казанский.

В 1898 г. в Тверском училище для слепых детей обучалось уже 20 мальчиков (девочек не брали) [все мальчики из крестьян]. Кроме обычного набора дисциплины, детей учили музыке и гимнастике.

Главной задачей в своей деятельности училище по-прежнему ставило умственное и физическое развитие воспитанников, в особенности развития рук и осязания, воспитание самостоятельности и независимости от посторонней помощи.

Дети приучались к бытовому самообслуживанию [в училище введено было дежурство по столовой и комнатам].

Много внимания педагоги уделяли нравственному воспитанию, отучали детей от вредных привычек и наклонностей. На экзаменах в училище дети продемонстрировали хорошую развитость, память и знания. Математические знания старших воспитанников удивили экзаменаторов, которые с карандашом в руках не успевали за логическим построением и решением задач слепыми в уме.

ККультурно-воспитательная работа в училище: чтение журнала «Досуг слепых» и книг по Брайлю, хоровое пение, подвижные игры, шашки, игра на рояле и т.п.

Сад при училище: летом прогулки, зимой – санки с горы. Посещение монастырей, рощ. Медпомощь – 2 врача бескорыстно. Медикаменты бесплатно в одной из аптек Твери.

Небольшая библиотека при училище, где книги по Брайлю, книги унициалом, периодика для чтения детям вслух.

В Твери существовал кружок людей, сочувствовавших воспитанию слепых. Именно ими для школьной библиотеки были переписаны точечным шрифтом стихотворения Некрасова, Никитина, проза Гоголя, Михайлова, Белинского, Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», «Конёк – Горбунок» Ершова.

В России в конце XIX в.– начале XX в. издавалось 2 журнала для слепых : «Досуг слепых» (духовно-художественного направления, в 1897 г.), «Слепец» (решал вопросы образования, трудоустройства, воспитания слепых, статистические сведения, с 1887 г.)

В 1917 г. в период Февральской и Октябрьской революций благотворительные общества, действовавшие под покровительством царской семьи, были упразднены.

С С установлением Советской власти на территории Тверской губернии были созданы различные организации, задачей которых стало трудоустройство, быт и обучение слепых.

Обучение слепых продолжалось в специальной школе, находившейся в ведении Тверского ботдела народного образования. Временем возобновления организации слепых в самостоятельное общество считается 8 июля 1925 г.

Начали сразу же с организации мастерской (10.02.1927, щетки).

Наряду с производственной деятельностью мастерской, налаживанием быта слепых встал вопрос о культурной работе со слепыми. В Твери в 1927 г. начал работать ликпункт , занимавшийся обучением слепых грамоте и основам арифметики.

Школа для слепых детей продолжала свою работу параллельно с Губотделом ВОС, который в 1927 г. провёл анкетирование слепых в губернии. В анкету был включён вопрос об образовании, грамотности по Брайлю, роду занятий до и после потери зрения.

В начале 1928 г. губотдел ВОС совместно с губоно провел проверку школы слепых, которая к тому времени была переведена из Твери в г. Торжок. Отмечалось хорошее содержание слепых, но были большие проблемы с дисциплиной, т.к. в школу принимались «переростки». В новом здании в г. Торжке продолжали работать мастерские.

Но одной школы слепых на всю губернию было недостаточно: число неграмотных и не имеющих специальности слепых было велико. В 1928 г. провели статистическое обследование состояние грамотности слепых членов ВОС: в Тверском ВОС из 72 слепых 20 человек грамотных, 5 по Брайлю, 47 неграмотных; в Новоторжком районе из 97 человек – 75 неграмотных, 21 – общая грамотность, 1 – по Брайлю. В других, более удаленных от Твери регионах, и того хуже.

Из Тверской губернии в том же году (1928 г.) отправили желающих учится на Московский рабфак, в Ленинградские медицинский и музыкальный техникумы. Студенты получили от ВОС стипендию 49 руб. и общежитие.

В конце 20-х годов в Твери организовали общежитие для рабочих-слепых и пункт по ликвидации неграмотности. Школа для слепых была расширена – от 30 до 45 слепых детей. При школе открыли специальные курсы для «переростков».

Во время ВОВ ВОС продолжала свою работу. После освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков встал вопрос трудоустройства прибывающих из эвакуации слепых. С 1 марта 1942 г. заработали учебно- производственные мастерские; к сентябрю 1942 г. в мастерских было обучено 10 человек. После освобождения Калинина возобновила свою работу единственная в области библиотека для слепых, библиотечный фонд которой насчитывал 1342 книг.

В начале 1943 г. в Калининской ячейке ВОС состояло 197 человек; из которых грамотных было 103 человека, владели системой Брайля – 143 человека. В 1943 г. 13 слепых закончили школу для неграмотных взрослых, 16 человек продолжали своё обучение.

В 1952 г. на VII съезде был принят новый устав ВОС, в соответствии с которым задачами организации ВОС являлись:
1) вовлечение слепых в члены общества;
2) трудоустройство слепых;
3) проведение воспитательной работы;
4) организация культурно-просветительной работы среди слепых;
5) улучшить материально-бытовых условий слепых (члены ВОС – с 14 лет; 10% - зрячих)

Выполняя решение VII съезда (пункт 3, 4), в 1953 г. в Калининской области при учебно-производственных мастерских были организованы учебно-консультационные пункты от Ленинградской чно-заочной сменной (вечерней) общеобразовательной школы для слепых и слабовидящих.

Калининский УКП при УПП (учебно-производственные мастерские были переименованы 13 июня 1958 г. в учебно-производственные предприятия) формально относился сразу к двум гороно: Ленинградскому, откуда бухгалтерия начисляла зарплату учителям, и Калининскому, где подписывались документы, отправляемые в Ленинград. Постоянного штата учителей не было – работали совместители, заведующие учебно-консультационным пунктом, также менялись ежегодно до 1958 г.

В 1958 г. трое незрячих студентов-выпускников историко-филологического факультета Калининского государственного педагогического института им. М. И. Калинина получили направление на работу в систему образования слепых: в Калининский УКП при УПП ВОС -Суворов Михаил Иванович, в Торжокский УКП- Гарнецкий Николай Петрович и в Благовещенскую школу-интернат для слепых детей Михаил Александрович Верескун.

С первых дней вступления в должность заведующего УКП Суворов М.И. занялся подбором штата сотрудников: 1) совместителям была предложена постоянная работа на УКП; 2) приглашены на педагогическую работу незрячие учителя; 3)привлечены к вопросу о необходимости получения слепыми среднего образования местной организации ВОС, местком производства, комсомольская и партийная организации, отдел кадров; 4) подготовлен списочный состав потенциальных учащихся из числа работников учебно-производственного предприятия; 4)проведены индивидуальные беседы с каждым рабочим предприятия.

Труднее всего пришлось с подбором помещения: в первые годы существования УКП при УПП учителя и учащиеся вынуждены были заниматься в цехах (в бытовках), в Красном уголке УПП, на квартире у незрячих учителей, в общежитии.

Видя энтузиазм учителей и неиссякающую тягу слепых к знаниям, дирекция производства выделила для УКП 3 комнаты в административном корпусе, а затем трехкомнатную квартиру в новом общежитии, в которых обустроили 4 класса. Ежегодные ассигнования от областного правления ВОС и Калининского производства дали возможность заведующего УКП Суворову создать крепкую материальную базу: на уроках химии, физики проводились полноценные опыты. Большое число тифлотехники и наглядных пособий (брайлевских пишущих машинок, разборных муляжей и т. п.) делало работу УКП живой и увлекательной. Сама личность М. И. Суворова, инвалида 1 группы по зрению, члена Союза Советских писателей, являлась примером для подражания. Первые десятилетия существовали так называемые «гвардейские классы» - классы из военно-ослепших (С. Лавров, И. Хатров, Н. Костриков, И. Виноградов) и классы из «детей войны» - мальчишек, потерявших зрение в первые послевоенные годы в местах, где проходили ожесточенные бои в ВОВ. Многие из детей войны, кроме слепоты имели ранения верхних и нижних конечностей. Областное правление ВОС собрало таковых из других УКП (г. Торжок и г. В-Волочек) в д/о «Игуменка», где М. И. Суворов в течение 1 месяца обучал слепых читать по системе Брайля культями и частями лица.

Опираясь на поддержку педколлектива, М. И. Суворов вводил для изучения в школе новые предметы (иностранные языки, черчение по мягкой доске, информатику, мировую художественную культуру, производственную зарядку; уроки стихосложения и риторики), потом вышло краеведение и литературное краеведение. В воспитательных целях лучшие ученики по представлению заведующего УКП уходили в отпуск летом; «хорошистам» выдавались поощрительные премии от производства. Новая мебель и предметы гигиены (мыло, порошок стиральный, полотенца и прочее) лежали на обязанностях коменданта общежития. Поощрялось участие в спортивных соревнованиях и художественной самодеятельности. Все работники УПП до 35- летнего возраста должны были учиться.

Кроме коллектива учителей, школой управлял Совет авторитетных учащихся. Пропуски учащихся ежемесячно отмечались в списках, подаваемых в первичную организацию ВОС: пропуск без причины вел за собой лишение субсидий на секретаря-чтеца. Школа создала свой Кодекс чести и свои традиции, сложившиеся в течение 40-летнего периода работы М.И. Суворова директором школы для слепых и слабовидящих.

Начав свою работу как консультационный пункт при учебно-производственном предприятии ВОС, Тверская школа для слепых и слабовидящих (статус школы присвоен учреждению в 1992 г в связи с изменением общественных политических условий в жизни страны) под руководством М.И Суворова стала учебным заведением с 6 формами обучения: очной, заочной, индивидуальной, коррекционной, реабилитационной, экстернантной. В 1996 г. директору школы Суворову М.И. было присвоено звание заслуженного учителя Российской Федерации.

Следуя гуманистической направленности русской педагогики, М.И. Суворов утверждал и на собственном опыте доказал, что «жажда жить разумной человеческой жизнью у слепых сильна, может быть, сильнее, чем в других людях окружающей среды… и, если дать слепому возможность учиться, он способен воспринимать все самое великое , самое прекрасное из завоеваний человеческой мысли…».

Сохраняя общую направленность и традиции школы, новое руководство школы для слепых и слабовидящих в г. Твери развивает и совершенствует тифлопедагогические приемы работы с воспитанниками школы, соотнося новые начинания с их возрастом. Ведь с изменением статуса школы контингент воспитанников за последние десятилетия «помолодел» на целые поколения, пожалуй, даже на 2 поколения: в нашей школе теперь осуществляется непрерывность образования незрячего от детсадовского возраста (подготовительные группы) до безгранично (обучение брайлевской грамотности и информатике взрослых слепых). Учитывая возраст наших подопечных, в систему общеобразовательных программ введены физкультура, ЛФК, ППД, развитие мелкой моторики и осязания, развитие мимики и пантомимики, уроки музыки, уроки рисования, трудовое обучение (мальчикам – деревообработка, девочкам – бисероплетение). Детям предоставлена возможность заниматься в бассейне плаванием и конным спортом на конно-спортивной базе «Перемерки», куда детей доставляют безвозмездно на транспорте добровольных помощников-человеколюбов.

С получение нового здания, благодаря неустанной работе всего педагогического коллектива, который за последние годы пополнялся специалистами в области детской педагогики (логопед, психолог, социальный реабилитолог, учителя начальной школы) школа привлекла к себе внимание общественности – многие организации добровольно спонсируют школу, помогают в приобретении новой мебели и современного оборудования: физкультурный зал (на зависть другим) имеет различные тренажеры; работает сенсорная комната реабилитации оборудована в школьном дворе спортивная площадка. Воспитанники школы получают полноценное питание и отдых-прогулка в течение 40 минут между уроками. Посещение театров, цирка, филармонии и многих общественных городских зрелищных мероприятий происходит по инициативе и за счет спонсоров («Доброе начало», «Телесемь»). Достижения и нужды школы широко освещаются в печати и озвучиваются в теле- и радиовещании, чем опять же привлекается внимание к контингенту учащихся: с нашей школой завязали дружбу художники, певцы, предприниматели.

Благодаря спонсорам многие учащиеся школы получили индивидуальные компьютеры для незрячих, ноутбуки, электронные лупы. 2 классных помещения оборудованы современной оргтехникой.

Наша школа – наш общий дом, объединяющий людей разных возрастов, характеров, судеб, национальностей и вероисповедания. Мы свято следуем традиции: пусть каждому будет тепло и уютно в нашей школе.

Честь школы складывается из личных достоинств и достижений каждого, поэтому свою деятельность мы в первую очередь направляем на воспитание у учащихся школы нравственности, толерантности, готовности помочь ближнему.

Заповедь нашей школы: «Трудные обстоятельства и тяжелые условия не оправдывают дурных поступков и поведения. Порядочный человек в любых обстоятельствах остается человеком Чести».

Накопление знаний – не самоцель: незрячий учится, чтобы наравне со зрячим, а, может быть, и выше его, приобщиться к труду на благо общества, адаптироваться в среде зрячих так, чтобы они забыли о твоем недуге, - вот еще одна из заповедей нашей школы (в школе есть мемориал Суворова М.И.)

Мы можем гордиться своими учениками: у нас есть педагоги, юристы, массажисты, музыканты и даже предприниматели. Наши ученики – теперь наши коллеги.

Воспитать на словах любовь к Отечеству, к малой родине, гордость за народ, к которому принадлежишь, можно только, показав просторы страны и духовное богатство, истоки его и примеры для подражания. «Только объединив усилия трех поколений учителей, - говорит президент страны,- старшего поколения – носителя лучших традиций классического образования; среднего поколения – опыта переходного периода и молодых учителей – экспериментаторов, мы получим современную школу строителей будущего нашей страны».

В. Я. Лис

Наверх