Звенящий мяч учителя

Звенящий мяч учителя

Владимир Поляков с сыном

Он уже пятый год работает в специальной коррекционной общеобразовательной школе на улице Попова, недалеко от Волоколамского проспекта. После окончания Тверского государственного университета пришел в свой родной коллектив, потому что окончил эту же школу с золотой медалью. Правда, знания получал заочно, в Бологое, где и сегодня живут его родители. Сейчас это называется дистанционным обучением.

Когда я в утренних потемках открывала железную калитку школьной ограды (мы договорились с ним встретиться за час до начала уроков), то невольно поду­мала о том, что под ногами не особо­то и видно. Асфальт в этом районе старый, в выбоинах. Каково незрячему преодолевать все эти неровности? И вдруг слышу, меня кто­-то быстро и уверенно догоняет. Молодой худощавый человек был без тросточки, я не сразу поняла, что это и есть Владимир Поляков.

И вот мы сидим в его классе, рассчитанном всего на нескольких учеников. Да большие классы здесь и не нужны. А что крайне необходимо, так это повышенное внимание к каждому ребенку, более щедрый расход времени на него. И постоянное обучение самостоятельной жизни. Владимир Николаевич ведет сейчас третий класс, вдобавок к этому – информатику и музыку. Но о чем бы он ни говорил, жизненная наука, как не растеряться в этом мире слепому или слабовидящему, присутствует всегда. И что особенно ценно – эта наука от человека, который знает ее изнутри.

Сама атмосфера теплой и уютной школы, приветливые мягкие интонации педагогов располагают детей к тому, чтобы познавать этот мир и при этом не чувствовать себя обделенными судьбой. Двенадцать лет – целая эпоха в жизни ребенка. А познается здесь многое на голос и наощупь. Учебников с брайлевским рельефно-точечным шрифтом не хватает, поэтому Владимир Николаевич сам готовит тексты, которые нужно донести до учеников. Для этого в школе теперь есть брайлевский принтер. И давно уже не новшество – доступ к экрану через речевой вывод. Голоса виртуальных помощников дети различают по именам, заложенным в специальные программы: Мелена, Екатерина, Светлана, Борис, Николай. Эта обучающая школьная среда для них живая.

– Ребенок по своей натуре не драматизирует тот факт, что он не видит этот мир или видит только его контуры, – говорит Владимир Николаевич, – он не переживает, он живет и радуется этой жизни. Так устроен маленький человек. Драматизируют ситуацию чаще взрослые, которые его окружают и считают особенным, не дают проявить даже маленькую самостоятельность. В этом истоки многих будущих проблем.

Он знает, о чем говорит, потому что испытал все на себе. Зрение учитель потерял в пятилетнем возрасте после неудачной операции на глазах. Как потом выяснилось, с тем дефектом можно было жить, но врачи хотели сделать как лучше. Он хорошо помнит, что с ним происходило, как день сменился на ночь. Конечно, это внесло свои поправки в жизнь, но маленьким затворником Володя не стал. Друзья остались прежними, как и гонки на велосипеде по соседним улицам. Семья жила в частном секторе. Это значит, что у него было свое изученное безопасное пространство, которое не заканчивалось крыльцом. Городскому незрячему ребенку осваивать мир за пределами дома гораздо сложнее. Но это все равно нужно делать!

А что для незрячих людей можем сделать мы, привычно смотрящие в оба? Какие самые большие трудности у них вне дома? Как рассказал Владимир Николаевич, безопасность улицы для человека, потерявшего зрение, заключается прежде всего в ее предсказуемости, четких ориентирах. Любая колдобина, отсутствие бордюрного камня, который простукивается тростью, затрудняют движение. Сейчас в городе специально кладут тактильные плитки, но они больше помогают сориентироваться на гладкой дороге. А таких в городе немного.

Еще один момент, о котором учитель рассказывает чуть с юмором. Это о горячем желании прохожего помочь незрячему человеку перейти дорогу. Вот как это чаще всего бывает: его без всякого предупреждения хватают под руку и куда­-то ведут, ни о чем не спрашивая. Потом также неожиданно оставляют в одиночестве, не понимая, что человек уже сбился с четко обозначенного марш­рута. Спрашивать других тоже бывает бесполезно, потому что люди привыкли называть зрительные ориентиры.

Он старается, чтобы его воспитанники чувствовали себя в жизни как можно увереннее. И все начинания молодого учителя находят в коллективе дружескую поддержку. Здесь давно уже благодаря директору Виктории Владимировне Татариновой сложилась добрая созидательная атмосфера для детей и взрослых. С какой радостью недавно на школьном дворе открывали спортивную площадку! Когда Полякову предложили участвовать в конкурсе грантов, он не очень-то поверил, что победа реальна. Но это оказалось именно так. Один миллион рублей, выигранный по гранту, как раз и пошел на строительство этой площадки. Вполне понятно, что он сам и контролировал ход работ.

Игровой корт с искусственным покрытием у них обнесен пластиком. Это для того, объяснил Владимир Николаевич, чтобы ребята на слух чувствовали его границы. И дал мне подержать в руках звенящий мяч, который показался немного тяжелее обычного. А еще у него мечта – залить здесь зимой каток. Тогда не нужно будет ездить с ребятами на ипподром. Свой каток – это сказка!

Слушаю Владимира Николаевича, но не могу представить, как он катается со своими воспитанниками еще и на коньках. Правда, некоторые из них хоть немного, но видят. В этой школе знают, какой драгоценностью является даже остаточное зрение, когда на расстоянии 2,5 метра человек не может сосчитать пальцы врача. Но все равно на стул он уже не наткнется. А учитель полностью освоился в сплошной ночи. Еще в XVIII веке важную истину для человечества открыл философ Дидро в своем знаменитом «Письме о слепых в назидание зрячим». В нем он утверждал, что обделенный светом может жить с таким сиянием света в своей душе, которого никогда не испытает зрячий. Владимир Николаевич благодарит судьбу за то, что имеет возможность отдать это богатство детям.

Его друг тверитянин Алексей Пижонков, слепой от рождения, однажды написал стихи, звучащие очень сильно:

Любите жизнь, когда она черна,
Когда не счесть проблем и очень сложно,
Уже за то, что вам она дана,
Любите жизнь, пока еще возможно!

Когда я уже закрыла блокнот, Владимир Николаевич вызвался меня проводить. Легко сбежал по довольно крутым ступенькам лестницы, довел меня до калитки. Сумерки этого утра еще продолжались, за оградой пришлось аккуратно обходить лужи и тесно припаркованные машины (в школе есть задумка сделать сюда безопасную тропку от остановки). Хорошо, что учительской семье удалось купить квартиру неподалеку. И в ней сегодня два солнышка: любимая жена и сын.

А рабочий день Владимира Николаевича начнется с дистанционного урока. На связь с ним выйдет ученица седьмого класса Виктория Карпова из его родного Бологое. Этот мир девочка познает наощупь, и ей очень дорог понимающий голос учителя. Вроде бы издалека и так близко.

Т. Маркова 12.11.2013 г.

"Тверская жизнь"

 

Наверх